понедельник, 23 июня 2014 г.

Децентрализация: польский опыт

Польский опыт децентрализации, предлагаемый президентом Петром Порошенко, нуждается в переосмыслении и серьезной корректировке.  В украинских реалиях это проект не решит ни одну из проблем местного самоуправления.

Во-первых, польские реформы – затяжной, громоздкий и затратный процесс. В Польше местная реформа растянулась почти на десятилетие, с 1990 по 1999 годы. Во-вторых, польский опыт отнюдь не гарантирует результат. Так, закончив реформу, Польша сразу же принялась за исправление допущенных ошибок и решение накопленных проблем. В итоге, поляки пришли к исходной точке: необходимость теперь уже «новой» децентрализации, с учетом нагромождения старых проблем.

В-третьих, польская децентрализация не смогла решить две базовые проблемы (с которых все начиналось): ни укрепить финансовую автономию регионов, ни перераспределить полномочия между центром и самоуправлением (то есть, собственно говоря, децентрализация власти как таковая так и не была обеспечена). Польские гмины (в Украине – громады) по-прежнему зависят от бюджетных трансферов (некоторые гмины даже на 60-70%), а повяты (в Украине – районы) – в еще более проблемном положении. Не решена также проблема неравномерности регионального развития с сохранением  ярко выраженного дисбаланса между развитым промышленным Западом и депрессивным аграрным Востоком. Кроме того, по-прежнему остро стоит проблема гарантий самоуправления в крупных городах.

В-четвертых, польский опыт вряд ли можно было бы назвать «авторским». Польша сама на момент реформы остро нуждалась в выстраивании собственной системы местной власти, активно изучая зарубежный опыт. Но в конечном итоге, в качестве

Децентрализация: польский опыт

Комментариев нет:

Отправить комментарий